Александр Кудринский |
|
голосовать за Александра: |
Пресса:"Важнейшее из искусств":
...Приходя на "№13" ещё и ещё раз, понимаешь, что с наслаждением предвкушаешь каждую конкретную сцену, деталь, жест и с восхищением видишь, что предсказать уже знакомый рисунок спектакля невозможно: артисты, похоже, тоже ждали такую комедию, чтобы реализовать всю свою импровизаторскую прыть... Сжимали ли вы до боли кулаки, когда наша сборная проигрывала в полуфинале чемпионата мира, когда наши спортсмены незаслуженно всходили на вторую ступеньку пьедестала, когда знатоки, уступив телезрителям, покидали клуб "Что? Где? Когда?" Если нет, то… Но, конечно, хотя бы раз в жизни каждый из нас испытывал то восхитительное, будоражащее мысли, обостряющее чувства, сумасшедшее, заразительнейшее состояние АЗАРТА. Поэтому даже те, кто не видел, как благопристойная публика в финале спектакля "№ 13", вскочив с кресел, по-футбольному скандирует "Браво!!", поймут сограждан. И даже позавидуют им, потому что последняя премьера Драматического театра им.Б.Лавренёва ЧФ РФ "впрыскивает" оптимальную, "веселящую" дозу адреналина. - "комедия, которую ждали все" - уже после первого просмотра спектакля не кажется самонадеянным рекламным трюком театра. Потому что посмотреть хочется как минимум ещё раз. На самом деле лавренёвцы очень верно раскрыли суть своего действа: такую комедию, которая абсолютно нивелирует возрастные, социальные и прочие различия, которая объединяет зал и сцену в лавину восторга и радости, действительно ждали. Приходя на "№13" ещё и ещё раз, понимаешь, что с наслаждением предвкушаешь каждую конкретную сцену, деталь, жест и с восхищением видишь, что предсказать уже знакомый рисунок спектакля невозможно: артисты, похоже, тоже ждали такую комедию, чтобы реализовать всю свою импровизаторскую прыть. Сидя (иногда уже лёжа - от хохота) в зрительном зале флотского театра не приходит в голову сравнивать этот спектакль с многочисленными "Тринадцатыми", виденными и мною лично в больших и малых театрах нашего падкого на "кассовые пьесы" отечества. И хотя театр ЧФ в этом сезоне упорно бросается на вилы сравнений, поставив сначала "Шута Балакирева" (а как в "Ленкоме"?!), а потом - "№13" (а как во МХАТе?!), то даже со знаменитым спектаклем В.Машкова постановка севастопольчанина Юрия Маковского несравнима. Естественно, не потому, что "наши лучше". Просто спектакль лавренёвцев ДРУГОЙ - не копия и не подобие. Вообще ни на что не похожий - в том числе и на то, что делали и делают в этом театре. Режиссёру и артистам удалось главное - подобрать к стандартному "замку" нестандартный "ключ". Ведь сама по себе пьеса коварного Рэя Куни, сколь угодно выигрышная и кассовая, - простой тест на бездарность. Или на талантливость. Отсутствие актёрского ансамбля и настойчивое присутствие бестактной режиссуры тут же превращают всю пикантность "№13" в пошлость, а калейдоскопичный сюжет - в монотонный зуд. И в этом смысле для лавренёвцев, чьей сильной стороной является удивительное партнёрское взаимопонимание и ненавязчивая режиссура, с "№13"-ым пробил звёздный час. Пружиной всего невероятного действа, эмоциональным генератором в спектакле Юрия Маковского является не навороченный шоу-аттракцион, не навьюченная придумками режиссура, не мастеровитость артистов, а какой-то безудержный игровой азарт. И да простят мне искушённые театралы такое сравнение, но англичанин Куни, на родине которого футбол почитается "важнейшим из искусств", наверняка был бы не в претензии: лавренёвцы ухватили "футбольный" принцип самой пьесы и соответственно её "разыграли". Острые и опасные ситуации, поминутно возникающие на сцене, молниеносная смена "нападения" и "защиты", поразительная точность взаимного реагирования партнёров, дающих друг другу неожиданные "пасы" и "броски", - всё это и проводит к тому, что в зале готовы кричать "гол!!" Как и во всяком "матче" в этом - политико-эротическом - есть свои герои. Никто из актёров не стремится к единоличному господству на сцене, но всё же бесспорным, на мой взгляд, "организатором и вдохновителем" согласия и гармонии в ансамбле "№13" стал Александр Кудринский. И дело даже не в том, что Петруша Гринёв и Ванька Балакирев здесь преобразился до неузнаваемости в истого англичанина. За всем, что с впечатляющей лёгкостью вытворяет Пигден-Кудринский, чувствуется солидный культурный пласт самого артиста, который позволяет невольно ассоциировать секретаря Пигдена со всем смешным, чопорным, парадоксальным, нелепым, трогательным и пафосным, что мы знаем об Англии - от Пиквика до Чаплина. Сценические "манёвры" Пигдена-Кудринского невероятны: ситуацию, только что доведённую им самим до абсудра, он вмиг переводит в русло лирической комедии, и пока вы готовитесь умильно улыбнуться, уже "перекрутит" всё в ироничный анекдот. Самое же приятное, что этот актёр, регулярно осыпаемый восторгами взахлёб и щедрыми сравнениями с Олегом Далем и Евгением Мироновым, похоже, идёт мимо всего этого: в нём нет и тени премьерства, он - один из самых чутких партнёров. Кажется, что все многочисленные "придумки", детальки и штришки рождаются в Кудринском без малейших усилий как результат чистого актёрского импровиза и работают прежде всего на партнёров. Заслуженному артисту России Борису Талаху (Ричард Уилли) пришлось, на мой взгляд, гораздо сложнее. Тяжёлая карма императорского прошлого и настоящего (совсем недавно Б.Талах порадовал в роли Петра I в "Шуте Балакиреве") иногда довлеет над актёром. Но когда мания царского величия "отпускает" - держись, зритель! Сценическое "хулиганство" Талаха - Уилли неукротимо, и в помощнике премьер-министра - бывалом ловеласе и политикане - вдруг открывается большой ребёнок. Не обошлось и без открытий. Анастасия Бакланова-младшая впервые уверенно заявила, что она не просто совершенно красивая девушка, умеющая ходить по сцене. Диана Кугаевская - талантливая и куда более опытная актриса, исполняющая роль Джейн в другом составе, на мой взгляд немного уступила беспомощно дурашливой, нелепой и смешной Джейн-Баклановой. Оксана Громова в роли жены мистера Уилли - Памелы - неотразима и эффектна. Но я искренне порадовался за Памелу Виктории Калашниковой, которая, наконец, вышла из сферы страдальчески-героической (где выглядела, на мой взгляд, не вполне убедительно) в куда более близкую её натуре сферу женственной притягательности, интриг и страстей. Геннадий Ченцов в роли Ронни вдруг открыл изумлённым поклонникам незаурядный дар острохарактерного артиста. Григория Калинина (Официант), не уступившего яркому и эксцентричному Максиму Шпаковскому, можно поздравить с очень хорошим дебютом. Самым же главным открытием лично для меня стал севастопольский (!) режиссёр Юрий Маковский, не проигравший блистательному фантазёру Рэю Куни, предельно "растворивший" свой "тренерский" талант в великолепной актёрской "команде" и заронивший в ткань спектакля тот самый электрический разряд под названием АЗАРТ. Евгений Брянцев
|
Неофициальный сайт, 2010 год