Александр Кудринский |
|
голосовать за Александра: |
Пресса: Любовь и мудрость Диогена Газета Краснознаменного Черноморского флота Российской Федерации «Флаг Родины». №80 (26550) от 21 июля 2011 года. Херсонес. Если на минуту закрыть глаза, то воображение быстро нарисует бурлящую жизнь древнего города. Впрочем, этого можно и не делать, если отправиться в Античный театр. Если повезет, то вы непременно увидите предков нынешних эллинов, а Черное море неожиданно станет Эгейским, на берегу которого стоит Синоп. Город, в котором некогда жил философ и мудрец Диоген. Тот самый, что предпочел уютному жилищу дырявую бочку. Ту самую, что прославила древнего грека на весь мир. И сей предмет вы, кстати, тоже увидите. И все это стало возможным благодаря премьере “Любовь и мудрость Диогена”, которую дает Драматический театр имени Б. Лавренева Черноморского флота. Не берусь судить, каким образом острый сатирический памфлет на советскую действительность, написанный в 80-х годах прошлого века Борисом Рацером и Владимиром Константиновым, тогда смог пробиться к зрителям, но и сегодня трагикомедия не потеряла своей актуальности. Тогда что-то проморгала цензура, сейчас на смену товарищам от культуры” пришла демократия. Как в Древней Греции! Словно и не было трех десятков лет, разделяющих первую постановку этой пьесы и нынешнюю премьеру! «Диоген» Рацера и Константинова с успехом шел на сценах советских театров, продолжается его победное шествие на театральных подмостках и ныне. И всякий раз зрители саркастически хохочут, перекладывая происходящее на сцене на сегодняшнюю действительность. Оговоримся сразу, что пьеса от начала и до финальной точки придумана и написана нашими современниками. Их творение не претендует на историческую правду. На самом деле ни Диоген, ни его супруга Панфила (а была ли такая?!), ни дочь Милена, ни кто-либо другой такого не говорил. Тем не менее можно позавидовать мудрости самих авторов. Пьесу уже давно растащили на цитаты, и порой уже не задумываются, кому принадлежат те или иные афоризмы. Например, “Любовь – это то, на чем держится Земля”, или “Когда любят, не считают годы, считают минуты до встречи”, или, скажем, “Я искала человека, который открыл бы мне истину. Теперь я ищу истину, которая откроет мне человека”. “Диоген”, “Чудак на все времена”… Под какими только названиями не шел этот спектакль! Благодаря режиссеру-постановщику Александру Кудринскому и традициям лавреневцев (когда-то эта постановка была в репертуаре флотского театра) нынешняя премьера вышла под названием “Любовь и мудрость Диогена”. Что, в принципе, тоже правильно. Все эти составляющие, как говорится, налицо. Но после просмотра понимаешь, что этот Диоген (актер Виталий Максименко) был не настолько и мудр, да и в делах любовных не очень-то успешен. Его образ при всей комичности повествования настолько трагичен, что невольно начинаешь испытывать жалость к герою. Диоген Максименко слишком рано родился, чтобы быть понятым и принятым окружающими. А появись он на свет сегодня, то сильно сомневаюсь, что его жизнь могла бы сложиться иначе. “Ошибка Диогена” – вот какое бы название более всего подошло новому творению лавреневцев. Впрочем, это мое личное мнение, и спорить с режиссером-постановщиком не имеет смысла. Александр Кудринский, хотя сегодня и живет, и работает в Москве, – стопроцентный лавреневец. Его актерская карьера когда-то начиналась на сцене флотского театра. А потому он не только взялся за работу над спектаклем, но и сам незримо присутствует среди героев пьесы. С первых минут действия голос Кудринского переносит нас в дом Диогена и сопровождает зрителя от одной сцены к другой. Старый забытый прием: закадровый дикторский текст советского кинематографа, но он очень удачно вписался в канву театрального действа. В Античном театре работает великолепный актерский ансамбль. Роль жены Диогена играет Виктория Шпаковская (Калашникова). Ее героиня – любящая и верная супруга. Актриса невероятно пластична и органична в образе Панфилы. Настоящим открытием для меня стала Светлана Кравченко, сыгравшая роль дочери Диогена. В театре актрису не очень баловали главными ролями, и нынешняя стала ее настоящим звездным часом. Видно, насколько Светлане дорога и близка ее Милена. Роль Дариды – матери Панфилы сыграла заслуженная артистка АРК Нина Свиридова (после спектакля: “Нина Аркадьевна, мне нужна такая теща, как ваша героиня”). Не боится при всей фактурности быть смешным (удивительно!) заслуженный артист России Борис Талах. Его архонт Синопа Фемистокл настолько карикатурен, что не веришь, что актер на сцену флотского театра выходил в образе Петра Великого! А сегодня зритель видит гипертрофированную пародию на народных избранников. Креонт, его сын. Его играет заслуженный артист АРК Илья Домбровский. Где тот наивный и честный Ромео? Перед нами расчетливый и весьма предприимчивый молодой человек. Его искренне жаль, ведь его герой не понимает подлости совершаемых поступков. Антиох Александра Науменко – ни дать ни взять настоящий мелкий лавочник, этакий “купи-продай”. Такие предприниматели – символ перестроечной поры. То и дело аплодисменты публики срывает Ксения Громова. Ее героиня гетера Флорамия – воплощение легкой и беспечной жизни. А ее появление под заглавную мелодию из некогда скандального фильма “Эммануэль” всегда вызывает бурную реакцию зрительного зала. И при этом никакой пошлости. Да, таким образом лавреневцы заигрывают с публикой, но все это вполне уместно и органично. Если на минуту закрыть глаза… Не мешайте мне думать! Только не подумайте, что я выказываю неуважение к читателю. Ни в коей мере! Это звучит голос Диогена. Синоп. Эгейское море. Древняя Греция...
Дмитрий Макаров
|
Неофициальный сайт, 2013 год